Водители объясняют это необходимостью укладываться в графики движения, которые не всегда адекватно учитывают дорожную ситуацию.
В Тюмени и Тюменском районе неуклонно увеличивается количество ДТП с участием транспорта, принадлежащего юридическим лицам — сюда входит и общественный транспорт. За 8 месяцев 2016 года по вине водителей такого транспорта в городе произошло 104 ДТП, в Тюменском районе — еще 17.
Общий рост количества ДТП по сравнению с 2015 годом составил 92% (121 ДТП против 63 в прошлом году). Об этом руководитель Межрайонного отдела государственного технического осмотра автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Тюменской области Олег Толстиков рассказал на встрече представителей Госавтоинспекции с водителями общественного транспорта и руководителями транспортных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. Встреча состоялась сегодня в ПАТП-1. Поводом для собрания стал трагический случай, произошедший на остановке «Набережная», когда двое пенсионеров из-за невнимательности водителя выпали из автобуса.
Основная причина ДТП — нарушение водителями общественного транспорта правил дорожного движения. Среди наиболее частых нарушений — пересечение стоп-линии, несоблюдение скоростного режима и даже проезд на красный сигнал светофора. В ГИБДД такое поведение водителей объясняют стремлением «угнаться за длинным рублем».
> «Если исключить эти погони за рублем, которые приводят к „гонкам“ на дорогах между конкурентами, если начать уважать друг друга, соблюдать правила дорожного движения, которые написаны в прямом смысле кровью, количество происшествий на дорогах можно снизить», — заявил врио заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Тюменской области Александр Архипов.
У перевозчиков на этот счет свое мнение — водители заявляют, что «гонки» они устраивают не из-за желания собрать побольше пассажиров, а из-за того, что не всегда могут уложиться в график. Графики движения общественного транспорта не предусматривают того, что автобус может попасть в пробку или задержаться на маршруте по другим, не зависящим от водителя причинам. Например, накануне из-за крупного ДТП на улице Республики в сторону Ялуторовского тракта образовался несвойственный этому участки дороги затор. В таких условиях водители общественного транспорта не могут без нарушения правил успеть к следующей остановке вовремя, а за опоздания их штрафуют.
В МКУ «Тюменьгортранс» на это отвечают, что графики составляются, исходя из актуальной ситуации на дорогах и корректируются в случае, например, дорожных работ.
> «Графики составляются на основе нормирования скоростей движения транспортных средств. Есть методика, по которой рассчитывается время движения между остановочными пунктами. Время прохождения согласовано и утверждено „Тюменьгортрансом“ и перевозчиками. Сейчас у нас на дорогах проводится множество работ — строится развязка на пересечении улиц Мельникайте и Федюнинского, строятся съезды с моста по улице Монтажников на улицу 30 лет Победы, идут ремонтные работы на улицах Олимпийской и Щербакова. При возникновении такой ситуации мы сразу же проводим нормирование. То есть, не бывает такого, чтобы транспортное средство столкнулось с перекрытием дороги, не имея обновленного расписания и графика движения», — заявил директор МКУ «Тюменьгортранс» Алексей Санник.
Тем не менее, даже оперативная реакция на изменение дорожной ситуации не помогает учитывать пробки, которые возникли неожиданно, например, из-за ДТП. В такой ситуации водителям общественного транспорта приходится идти на нарушение правил, чтобы успеть вовремя. ГИБДД же водители обвиняют в том, что инспекторы не помогают оперативно отрегулировать внештатные ситуации на дорогах.
Решение о том, что делать в сложившейся ситуации, пока не принято. По словам Олега Толстикова, сотрудникам его отдела поставлена задача проводить скрытые проверки общественного транспорта. Инспекторы будут ездить в автобусах в качестве пассажиров и фиксировать нарушение. Однако, что нужно сделать для того, чтобы водители перестали нарушать правила, и количество ДТП с участием общественного транспорта сократилось, пока неясно.
> «Работа администрации города направлена, в первую очередь, на исключение предпосылок к нарушению ПДД водителями городского общественного транспорта. Она заключается в создании выделенных полос движения, в проведении аукционов, в которых закладываются требования к перевозчикам и которые позволяют определить лучших из них, в разработке графиков движения, которые соответствуют дорожным условиям. Вся эта деятельность позволяет прямо или косвенно повлиять на безопасность движения», — рассказал главный специалист управления по транспорту городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Евгений Ташланов.